- in Yoga

Перейти к контенту

Главное меню:

Статьи



Медитация Випассана
и её значимость для мира


Глава 1

Глава 2

Глава 3

Глава 4

Глава 5

Глава 6


Vipassana Research Institute        
Выдержки из книги.        

Перевод: Якимова Евгения        




В Випассане нет обращения из одной религии в другую религию.
Но только обращение от страдания к счастью, от рабства к свободе, от жестокости к состраданию!
С.Н. Гоенка


Люди мира, пробудитесь! Темная ночь закончилась.
Грядёт свет Дхаммы, заря благополучия.




Гоенкаджи отдает дань уважения своему учителю
Саяджи У Ба Кину


***
Я склоняю голову перед тобой, мой Учитель,
Перед твоей святостью и твоей мудростью;
С сострадательным сердцем
, ты преподнес мне сокровище Дхаммы.

***
С огромным состраданием
, ты открыл мне сущность Дхаммы;
И в итоге, тяжелый груз сектантства упал с моих плеч.

***
О, Великий Учитель!
Если бы я не встретил тебя на берегу священной Ганги Дхаммы;
Я бы продолжал поклоняться этой священной реке,
но так и не узнал бы её вкуса.

***
Я потерял путь, я был растерян;
Без отдыха, я блуждал повсюду;
Благословенье небес, что ты указал мне правильный путь!

***
Великое счастье, найти святого человека в своем Учителе;
Благодаря этому,
я получил свободу от бесплодных фантазий и неверных взглядов.

***
О, Великий Учитель!
Благо тебе и благо Великому Будде;
Пусть весь мир извлечет пользу
Из Чистой Дхаммы, данной тобой.
 





Двадцать пять столетий назад в Индии, один молодой человек решил найти основу существования. То время и место кажутся такими  бесконечно далекими от нас. Но отбросив все различия, мы оказываемся лицом к лицу с теми же вопросами, к которым он искал ответы: Как правильно жить? Почему столько страдания в мире? Как найти взаимопонимание? Как найти истинное счастье?

Сиддхартха Готама был не единственным, кого волновали эти вопросы. Как и многие другие, он искал ответы в мудрости собранной тысячелетиями,  общаясь с мудрыми людьми своего времени. Затем он решил найти ответ самостоятельно.  И в конце концов, он сел под большим деревом, закрыл глаза и погрузился в исследование внутренней реальности.

Существуют подробные объяснения, что он открыл в последующие часы, но нам важно как он это сделал. Он не получил откровение с помощью сверх силы. Он не потратил время на анализ или умозаключения. Вместо этого, он искал истинной реальности, смотрел на вещи такими какие они есть, через процесс динамического самонаблюдения.

Этот процесс мы называем – Медитация Випассана.

Випассана – это прямой, практический метод самоанализа. Техника использует инструменты доступные и удобные для любого человека: наше собственное дыхание и ощущения тела.

Медитирующие начинает с наблюдения естественного дыхания на входе в ноздри. Они не пытаются контролировать дыхание или произносить какое-либо слово. Не считают сколько раз, они вдохнули или выдохнули. Вместо этого, усилие заключается только в том, чтобы быть осознанными к тому, что происходит в данный момент времени в данной части тела – сейчас воздух входит в нос; сейчас воздух выходит из носа.

Действительно, ничего не может быть проще. Но если кто-либо попробует, он откроет, что это невероятно сложно. Ум постоянно ускользает в мысли о прошлом, в планирование будущего или бессознательные образы. Мы чувствуем себя беспокойно и не можем усидеть на месте, либо впадаем в сонливость и не можем удержать голову ровно.

Это может показаться бесполезным упражнением, однако
, мы можем многому научиться относительно себя и своего ума. Как мало мы контролируем мыслительный процесс, и как тяжело нам сохранять концентрацию. И как часто мы уходим из действительной реальности.

А если мы будем настойчивы, Випассана может научить нас большему: Если нас постигла неудача, мы всегда можем начать сначала. Что «неудачи» являются частью нашего обучения. И если мы продолжаем, смирено и терпеливо, возвращать свой ум обратно каждый раз, когда он блуждает, раньше или позже мы начнем достигать цели. Период блуждания будет становиться короче, а период концентрации – длиннее. Беспокойство уйдет, сонливость исчезнет, и понемногу, – может быть минуту или две – мы сможем оставаться сосредоточенными на дыхании, осознавая истинную реальность от момента к моменту.

Однажды
, медитирующие добиваются такого результата, и тогда они готовы к следующему шагу, вместо исследования тела часть за частью, они будут проходить лучом внимания через все тело. Начиная от макушки головы, их осознанность будет двигается систематически через всю физическую структуру, воспринимая отчетливо, что происходит в каждой части.

И то, что происходит в каждой части тела, можно описать как непрерывную игру физических ощущений. Эти ощущения продолжаются в нашей повседневной жизни, и мы замечаем наиболее сильные из них. Но мы никогда не заостряем на этом внимания, никогда не исследуем их глубоко. Это то, что мы делаем, практикуя Випассану. Мы отслеживаем каждую часть нашего тела по очереди и наблюдаем всё, что бы ни происходило – естественные, обыкновенные физические ощущения. Мы пытаемся просто наблюдать каждое ощущение объективно, не определяя и не сортируя, мы не ищем причину возникновения ощущений, и мы не реагируем на ощущения. Нам не важно насколько приятны или неприятны ощущения.

Повторяемое снова и снова, упражнение по сканированию своего тела становится глубоким проникновением внутрь нас, открывая новые грани или показывая что-то знакомое под другим углом зрения. Эта дорога полна сюрпризов, и не все из них приятные. Много воспоминаний может подняться на поверхность, много тяжелых переживаний. Для медитирующего это всего лишь образы, которые проплывают мимо, и если он уделяет им слишком много внимания – это уводит с правильного пути. Что важно, так это продолжать движение в заданном направлении, продолжать наблюдать ощущения в теле объективно.

Если мы продолжаем движение, многие вещи проясняются. Первое, что мы замечаем, это то, что ощущения, которые мы испытываем в медитации, непрерывно изменяются. Изменения могут происходить быстро или медленно, но так или иначе, они происходят. Ни одно ощущение не длится вечно.

Следующее, чему мы учимся, это понимание, что мы не можем контролировать ощущения, возникающие естественным образом. Если мы чувствуем боль, мы не можем избавиться от нее усилием воли. Если мы чувствуем что-то приятное, мы не можем задержать это. Мы не являемся хозяевами ситуации, и можем только наблюдать феномен непрерывного изменения.

Третье, чему мы учимся, это понимание, что попытка избавиться от неприятных ощущений и попытка удержать приятные ощущения, и то и другое приводит к страданию. Когда мы пытаемся контролировать, то, что находится вне нашего контроля – бесконечно изменяющиеся ощущения – мы делаем себя несчастными. Какой же тогда способ быть счастливыми? Медитирующие находят такой способ, методом проб и ошибок: Нужно отпускать и принимать, наблюдая реальность и не реагируя на нее. Это то, что развивает правильное понимание и уравновешенность (равностность).

Всему этому медитирующие учатся через повторение практики наблюдения ощущений. И с течением времени, понемногу там, где была борьба, возникает спокойствие, безмятежность. Скрытые, темные переживания убывают; тяжелый груз мучительных размышлений покидает нас. И то, что остается, это глубокая внутренняя уверенность, что всё находится в равновесии, ощущение счастья.

Медитирующие, чаще всего, по окончанию курса медитации, замечают улучшение настроения, чувствуют себя более миролюбивыми по отношению к себе и к миру. И также
, часто возникает желание поделиться с другими людьми, используя найденное умиротворение для себя и для пользы других людей. Они понимают, что польза, которую они получают от медитации распространяется не только на них; они чувствуют потребность разделить эту пользу с окружающими, использовать её для мира и благополучия всех живых существ.

Медитация Випассана преподается на десятидневных курсах. Центры для практики Випассаны существуют на каждом континенте. По всему миру, 100 000 человек в год посещают такие курсы. За участие в курсах не взимается никакой оплаты; все расходы оплачиваются посредством добровольных пожертвований людей, которые уже прошли курс ранее. Также не существует материальной оплаты для учителей и людей, которые помогают проводить курс.

Люди любой религии и люди, не относящие себя ни к какой религии, успешно обучаются технике Випассаны. Медитирующие, могут принадлежать к любому социальному и экономическому классу, включая общественных лидеров и бездомных людей, высокообразованных и безграмотных, миллионеров и простых рабочих. Начиная с 1990-х гг. курсы Випассаны проводятся в тюрьмах Индии и Западных тюрьмах, наблюдение показывает значительное последующее улучшение в поведении, тех, кто прошел курсы.

В мире, полном страдания, всё ещё возможно, сегодня, сделать то, что сделал Сиддхартха Готама: сесть, скрестив ноги и закрыв глаза; найти состояние тишины внутри себя; постепенно освободить себя от источника беспокойства; пережить истинный мир и гармонию; и приблизиться к высочайшим духовным целям, к которым стремится всё человечество. С помощью Випассаны – техники для сегодняшнего дня и для всех времен.


Далее: Цепь Учителей

 
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню
Рейтинг@Mail.ru